Нефтеблог Работа Компании Картинки Видео Маркет Шельф Ещё> Войти
       
 
       
Календарь новостей

Архив инфографики

Нефтегазовая стратегия

Главная » Статьи » Стратегии компаний

Нефтяная стратегия западных компаний в странах Ближнего Востока
Американские нефтяные компании играют важную роль на мировом рынке. Первые из них были созданы ещё в XIX в., набирали силу, мощность, а также активы. Известно, что Ближний и Средний Восток располагает огромными сырьевыми ресурсами и США имеют свой интерес в этом регионе.
 
Компании Запада и США с 1925 по 1938 гг. заключили основные концессионные соглашения с Саудовской Аравией, Ираком, Кувейтом, Бахрейном, Катаром на 55-57 лет, сроки которых истекают в начале XXI в. Накануне Второй мировой войны Ближний и Средний Восток был поделен между США, Англией, Голландией и Францией, имевшие свои нефтяные интересы в регионе.
 
Несмотря на то, что прошло достаточно много времени, компании Запада и США имеют лидирующие позиции на современном нефтяном рынке, в том числе и на рынке нефтегазовой индустрии стран Ближнего и Среднего Востока.
 
 
Фундаментальной базой для развертывания экспансии в послевоенный период послужили захваченные нефтяными монополиями США еще до второй мировой войны нефтяные концессии в Ираке, Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре, на Бахрейне, в некоторых других районах Ближнего и Среднего Востока. Нефтяные монополии при содействии правительства США навязали правителям этих государств, находившихся тогда в зависимости от стран Запада, концессионные соглашения, явившиеся основополагающими юридическими документами, легализовавшими "право" монополий на инвестирование своих капиталов и монопольную эксплуатацию полученных в концессию нефтеносных территорий.
 
В 50-60-е годы под воздействием роста борьбы народов монополии были вынуждены "подправить" наиболее кабальные условия концессий. Так, в 1950-1954 гг. был введен принцип равного (50:50) распределения прибылей местными правительствами, позднее у монополий были отобраны громадные неэксплуатировавшиеся ими участки концессионных территорий в Кувейте, Ираке, некоторых других странах, улучшены общие финансовые условия концессий. Однако вплоть до начала 70-х годов концессионная система оставалась основой грабительской деятельности монополий на Ближнем и Среднем Востоке.
 
 
Борьба за "доступ" к ближневосточной нефти определялась тем, что в этом районе сосредоточены крупнейшие запасы нефти в мире. Суммарный объем разведанных запасов нефти на Ближнем и Среднем Востоке на начало 1975 г. составлял 55 млрд. т. Это более чем в 10 раз превышало запасы нефти в самих США и эквивалентно 63% всех разведанных запасов нефти в промышленно развитых странах. Процесс разведки нефтяных запасов на Ближнем и Среднем Востоке с 1950 по 1975 г. возрос в 15 раз - с 5,3 млрд. т. по 55,0 млрд. т.
 
Доктрина американской нефтяной экспансии впервые была изложена в докладе "Национальная политика США в области нефти", представленном в 1949 г. правительству США Национальным Советом по нефти. В докладе был сделан упор на необходимость обеспечения всеми возможными средствами "доступа" США к нефти иностранных государств. В докладе, в частности, говорилось: "Участие граждан США в разработке нефтяных ресурсов земного шара служит интересам всех стран и является важным для нашей национальной безопасности. Нефть иностранных государств должна быть доступной для Соединенных Штатов в таком количестве, которое может быть необходимо для того, чтобы служить дополнением к нашим внутренним поставкам... Действенная политика в области нефти должна поощрять доступ американских граждан к мировым нефтяным ресурсам на равной основе с гражданами других государств и на основе стабильных соглашений между иностранными правительствами и частными компаниями на той базе, которая будет поощрять разработку этих ресурсов методами частного предпринимательства... Правительство каждой страны и ее граждане должны соблюдать все действующие концессионные соглашения и законно приобретенные Соединенными Штатами права; они не должны предпринимать каких-либо односторонних попыток прямым или косвенным образом чинить препятствия таким соглашениям или правам.
 
 
Правительство США должно поощрять разработку иностранной нефти американскими гражданами путем действий по дипломатическим каналам, направленными на то, чтобы уменьшить политический риск, присущий таким иностранным операциям и путем разрешения гражданам США осуществлять деловые операции за границей в соответствии с законами и обычаями других стран. Национальным интересам США отвечает, чтобы американские нефтяные компании продолжали принимать активное участие в разработке нефтяных ресурсов других стран. Поэтому федеративное правительство с помощью дипломатических средств должно оказывать свое содействие проведению разумной политики в области нефти. Оно должно добиваться соблюдения соглашений, заключенных между иностранными правительствами и гражданами США, и сведения к минимуму политического риска, который присущ операциям за рубежом".
 
В 50-60-е годы под "доступом" США понимали собственность монополий на добытую ближневосточную нефть с правом на установление справочных цен, объемов добычи и переработки, географических направлений нефтеэкспорта. В 70-е годы под "доступом" стала больше пониматься способность США обеспечить гарантированные долгосрочные закупки нефти у ближневосточных государств на льготных коммерческих условиях с признанием права собственности на саму нефть за местными правительствами. Проблема бесперебойного импорта ближневосточной нефти в США и другие страны НАТО приобрела первостепенную важность.
 
 
По мнению руководства арабских нефтедобывающих государств, нефть должна служить также для блага своего населения, поэтому они были не согласны с той политикой, которую проводили западные компании, не учитывавшие национальные интересы стран. В итоге сложных и длительных переговоров в октябре 1972 г. в Нью-Йорке было подписано генеральное соглашение между девятью западными нефтяными компаниями, действовавшими на Ближнем и Среднем Востоке и четырьмя арабскими нефтедобывающими странами (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты) по вопросу об участии. В соглашении предусматривалась передача правительствам этих стран в 1973 г. прав собственности над 25% активов ближневосточных филиалов монополий с доведением в 1982 г. арабской доли до 51%. Однако в 1974 г. страны потребовали от западных монополий форсировать процесс передачи им контрольных пакетов и добились контроля над 60% активов компаний АРАМКО, "Кувейт Ойл", "Катар Петролеум" и "Абу-Даби Петролеум". В декабре 1975 Кувейт установил полный контроль над активами монополий США и Англии на своей территории. Установление юридических прав собственности над активами монополий еще не являлось фактической национализацией, тем не менее, было важно то, что арабские государства вступили в принципиально новые отношения с западным нефтяным капиталом и подорвали прежнее безраздельное господство монополий на основе системы концессий, поставившей их деятельность в жестко очерченные рамки, тем самым они сделали практический шаг к реальному утверждению национального суверенитета над природными ресурсами и права распоряжаться их судьбой.
 
 
Страны Ближнего и Среднего Востока создали министерства по делам нефти, которые осуществляли административное руководство нефтяной отраслью. Государственные нефтяные компании постепенно взяли в свои руки большую часть добычи, переработки, транспортировки и сбыта нефти, осуществляли подготовку к самостоятельному проведению в дальнейшем полного цикла нефтяных операций. Произошли коренные перемены в структуре собственности на нефтяные активы. Все эти меры позволили национальным компаниям значительно расширить производственную деятельность. Они работали на внутренний рынок, вели изыскательные и буровые работы, осуществляли строительство нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, нефтепроводов и емкостей, проводили подготовку специалистов и рабочих-нефтяников. Национальные нефтяные компании Ирана, Кувейта и Ирака превратились в мощные компании с высоким технико-экономическим потенциалом и развитыми индустриальными связями. Развитию нефтяного государственного сектора в Ираке помогал и бывший СССР.
 
Трудности с приобретением нефтяного оборудования, недостаток собственных транспортных средств и нефтеперерабатывающих мощностей, отсутствие развитой системы сбытовых каналов за рубежом, отрицательно сказывались на деятельности государственных компаний. Для координации совместных усилий в сентябре 1960 г. была создана организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) для защиты общих интересов нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки, в том числе стран Ближнего и Среднего Востока. ОПЕК отстаивал суверенное право государств распоряжаться своими нефтяными ресурсами в интересах развития национальной экономики, выступает за установление более выгодных цен на нефть странами производителями, регулирование уровней нефтедобычи и нефтеэкспорта в интересах нефтедобывающих государств, предоставление национальным правительствам широких прав в области контроля над производственной деятельностью монополий на своих территориях.
 
 
В 1974 г. в США насчитывалось в общем 16 корпораций, активы каждой превышали 6 млрд. долл. В числе этих корпораций - 8 нефтяных ("Экссон", "Техас Ойл", "Мобил Ойл", "Голф Ойл", "Теннеко", "Шелл Ойл", "Стандарт Ойл Компани оф Калифорния", "Стандарт Ойл Компани оф Индиана".
 
В 1945-1973 гг. объем прямых частных капиталовложений США в нефть Ближнего и Среднего Востока возрастал и составил в 1943 г. - 100, в 1950 г. - 650, в 1970 г. - 1500, в 1973 г. - 2139 млн. долл. Как видно из приведенных данных, американский частный капитал инвестировал за 1945-1973 гг. 4 389 млн. долл. США после окончания Второй мировой войны изменили ситуацию в свою пользу, отобрав у Англии лидирующую роль в этом регионе.


Источник: http://www.postsoviet.ru
Категория: Стратегии компаний | Добавил: reast (12.05.2009) | Автор: Нурсултанова Л.Н.
Просмотров: 3750
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


.