Нефтеблог Работа Компании Картинки Видео Маркет Шельф Ещё> Войти
       
 
       
Календарь новостей

Архив инфографики

Нефтегазовая стратегия

Главная » Статьи » Стратегии компаний

Инновационные стратегии в нефтяных компаниях
Инновационные стратегииСовременная экономическая обстановка, в которой осуществляют свою деятельность нефтяные компании, характеризуется нестабильностью и неопределенностью. Устойчивое развитие компании в перспективе зависит от ее способности прогнозировать и гибко реагировать на изменяющиеся условия внешнего окружения, удерживать и приобретать новые конкурентные преимущества в борьбе на рынках.
 
Одним из источников конкурентных преимуществ могут стать инновации, создаваемые в результате научно-технической деятельности подразделений НИОКР в компании. Сфера научно-исследовательских работ и разработок является реальным потенциалом, который компания может использовать для удержания и создания новых конкурентных преимуществ. Инновационная деятельность компании включает создание, внедрение и распространение инноваций.
 
Сегодня немногие российские нефтяные компании обладают достаточным научно-техническим потенциалом для проведения собственных исследований и разработок, позволяющих усилить конкурентные позиции за счет инновационного фактора. Лидер российского нефтяного бизнеса - ОАО "ЛУКОЙЛ", - провозгласив своей целью стать компанией мирового класса, осуществляет целенаправленную деятельность по наращиванию собственного научно-технического потенциала. Сегодня научно-технический комплекс компании, включающий Научно-инженерный центр, четыре региональных института и ряд научно-производственных подразделений в дочерних обществах, представляет собой тот реальный потенциал, который способен вывести компанию на передовые рубежи в разработке и использовании новейших технологий в нефтедобыче, переработке нефти и сфере сбыта, а также способствовать диверсификации ее деятельности в направлении развития сектора газа и нефтехимии.
 
Научно-технический комплекс нефтяной компании должен ориентироваться в своей деятельности на потребности компании в технологическом развитии для решения ее текущих и перспективных проблем. Важнейшим условием при этом является разработка и реализация специальных инновационных стратегий компании и осуществление научно-технического менеджмента.
 
Сегодня в большинстве крупных зарубежных нефтяных компаний наряду с корпоративными стратегиями развития разрабатываются и специальные инновационные стратегии. Последние должны быть увязаны по целям и ресурсам с общей стратегией компании и формулироваться на один и тот же период. Процесс формулирования общекорпоративной и инновационной стратегий компании осуществляется итеративно, в зависимости от изменения внешних и внутренних условий ее функционирования.
 
Для формулирования инновационной стратегии существуют три основных информационных входа: прогнозы факторов окружающей обстановки, анализ внутреннего потенциала компании и ее корпоративная стратегия.
 
Цели технологического развития компании определяются исходя из целевых показателей общекорпоративной нефтегазовой стратегии (как правило - уровней объемов производства и уровней эффективности) на основе выделения в них составляющей технологического развития.
 
Оценка факторов окружающей обстановки
 
При формулировании инновационной стратегии необходимо проанализировать состояние и наметить возможные пути развития научно-технического потенциала компаний-конкурентов (как отечественных, так и зарубежных), независимых отраслевых научно-исследовательских организаций, выявить их сильные и слабые стороны, оценить возможности появления на рынке научно-технических услуг для нефтяной отрасли потенциальных конкурентов из других отраслей. В числе внешних факторов рассматриваются и "социальные ожидания" в широком смысле, к которым относятся политика государства, общественное мнение, социальная значимость и др.
 
В числе факторов окружающей обстановки при формулировании инновационной стратегии, помимо факторов, рассматриваемых при формулировании общекорпоративной стратегии, следует учитывать следующие:
  • долгосрочные тенденции развития отрасли и научно-технического развития (с учетом глобализации нефтегазового бизнеса прогноз осуществляется в масштабах мирохозяйственной системы);
  • анализ конкурентов в технологическом аспекте ( технологии, разработки, исследования, патенты, ноу-хау, полученные в компаниях-конкурентах);
  • возможности проникновения новых технологий из других отраслей;
  • технологическое развитие поставщиков сырья, материалов, оборудования и т.д.;
  • технологическое развитие покупателей (появление товаров-субститутов);
  • государственное регулирование инновационной активности;
  • научно-технические приоритеты государственной научно-технической политики в области ТЭК и т.д.
Прогнозирование факторов окружающей обстановки позволяет осуществить анализ будущих угроз и благоприятных возможностей для компании, значительно сократить возможность появления различного рода неожиданностей, выявить новые конкурирующие технологии в бизнес-среде.
 
Рассмотренные факторы окружающей обстановки являются общими для всех компаний отрасли.
 
Оценка внутреннего потенциала
 
Способность адекватно реагировать на изменяющиеся условия внешнего воздействия зависит от индивидуальных особенностей каждой компании, которые определяют ее позицию на рынке. Эти особенности выявляются в результате оценки внутреннего потенциала компании, то есть выявления слабых и сильных сторон в ее деятельности и научно-техническом потенциале.
 
На начальном этапе такой оценки осуществляется анализ существующего положения в компании на фиксированный момент времени - "фотография" положения.
 
Для определения позиции компании на рынке в рассмотрение включаются такие показатели как объемы производства и сбыта основных продуктов, финансовое состояние, присутствие на международных и региональных рынках, характеристика используемого оборудования и технологий и т.п. Оценивается состояние организации и управления производством. Осуществляется оценка собственного научно-технического потенциала, в том числе наличие новшеств, открытий и изобретений, позволяющих говорить о технологическом отрыве от конкурентов, сроков действия ключевых патентов, наличия ноу-хау, кадрового потенциала, состояния материально-технической базы научно-технической сферы и т.д.
 
Возможность получения реалистичной оценки внутреннего потенциала зависит от качества управления научно-техническим развитием, поэтому целесообразно оценить и инновационный менеджмент в компании.
 
Для проведения прогнозно-аналитических исследований могут быть использованы различные специальные методики, разработанные зарубежными и российскими специалистами. Вопрос об использовании той или иной методики решает инновационный менеджер в зависимости от целей своих исследований.
 
Выбор инновационной стратегии
 
Сопоставление существующего технологического состояния компании и установленных целей определяет тот разрыв между желаемым и достигнутым, который должен быть преодолен за счет технологического развития. Существуют несколько путей достижения поставленных целей. Задача работников научно-технической сферы - выбрать из них один как наиболее эффективный. Для этого необходимо сосредоточить внимание на решении наиболее важных проблем технологического развития. Анализ технологического потенциала компании и прогноз его развития позволяет выявить научно-технические проблемы ("узкие места"), которые существуют или могут возникнуть в перспективе.
 
Научно-технические проблемы оцениваются по ряду показателей, характеризующих их остроту, приводится оценка возможных угроз в случае их нерешения. Ранжирование научно-технических проблем по степени их остроты позволяет осуществить выбор научно-технических приоритетов для компании.
 
Продуктивные идеи, лежащие в основе инноваций, могут быть получены не только в рамках выполнения собственных исследований и разработок. Инновационный менеджер должен их искать и в результатах НИОКР, выполненных в других научно-инженерных организациях - (как в России, так и за рубежом), в различных изобретениях, патентах и лицензиях.
 
Основная его задача заключается в поиске и реализации таких технических решений, которые дадут, независимо от того, чьи идеи находятся в основе положительного результата, наибольший эффект для компании.
 
Прогнозно-аналитические проработки позволяют осуществить выбор того или иного типа инновационной стратегии для достижения поставленных целей. В идеальном случае стратегии формулируются по каждому продукту, реализуемому компанией. Выделяют несколько типов стратегий, которым может следовать компания: наступательная, защитная, лицензирование, привлечение специалистов, приобретение других компаний и т.д. Однако, как правило, крупные корпорации избирают некую комбинацию из различных типов стратегий.
 
На основе детальных проработок определяется состав ключевых технико-технологических комплексов, которые должны быть реализованы в заданные сроки, оцениваются потенциальная технологическая результативность и экономическая эффективность новых технологий.
 
В случае отказа от проведения собственных НИОКР затраты на приобретение техники и технологий учитываются в инвестиционной программе компании (осуществляется итерация в формулировании общекорпоративной стратегии).
 
Если в результате проведенного анализа выявляются возможность или необходимость проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ силами собственных научно-технических подразделений компании, на основе партнерства или приобретения ноу-хау и патентов, то такие исследования и разработки включаются в стратегические планы НИОКР.
 
Реализация инновационной стратегии
 
Инновационные стратегии реализуются в планах НИОКР и в инвестиционных планах компании. Управление исследованиями и разработками должно осуществляться, как это принято в мировой практике, на основе программно-целевого метода планирования. На базе долгосрочных планов, сформированных в результате формулирования инновационных стратегий, разрабатываются среднесрочные и краткосрочные программы НИОКР. Это требует новых подходов к формированию годовых планов НИОКР. Исследования и разработки, включаемые в план, должны решать приоритетные научно-технические проблемы, стоящие перед компанией сегодня и в перспективе в соответствии с инновационной стратегией, а также разработки, имеющие высокую коммерческую значимость.
 
План НИОКР формируется с учетом ограничений ресурсов, выделенных на проведение НИОКР. Распределение ресурсов на НИОКР осуществляется по следующим направлениям:
  • работы, перешедшие из плана предыдущего года, необходимость выполнения которых ежегодно подтверждается;
  • разработки, позволяющие в ближайшее время достичь коммерческого результата;
  • исследования, направленные на решение перспективных научно-технических проблем в соответствии со стратегическими целями компании;
  • научно-исследовательские работы, необходимость выполнения которых обусловлена требованиями хозяйственной деятельности (стандарты, нормативные и методические разработки в области экологической и промышленной безопасности, разработка нормативной базы потребления ресурсов, прогнозно-аналитические исследования и т.п.);
  • инициативные исследования, то есть исследования, не связанные с планами компании.
Тематический план НИОКР по разработкам формируется на основе приоритетов инновационной стратегии и ранжирования по эффективности предлагаемых решений, при этом необходимо соблюдать условие комплексности проводимых работ. Расчетный эффект от реализации этих разработок может быть учтен в краткосрочных и среднесрочных планах компании (осуществляется следующая итерация формулирования общекорпоративной стратегии). Отбор тематики НИОКР, включающей научно-исследовательские работы, может осуществляться на основе оценки специалистов-экспертов.
 
На наш взгляд, целесообразно в ежегодном плане НИОКР предусматривать часть средств в виде свободно управляемых фондов, направляемых на финансирование инициативных разработок, результаты которых хотя прямо и не связаны с целями компании, однако заслуживают внимания. К таким исследованиям можно отнести перспективные проекты, которые могут оказаться весьма значимыми для компании в дальнейшем и привести не только к пересмотру плана, но и к изменениям в стратегии и целях компании. С другой стороны, свободно управляемые фонды на НИОКР могут быть использованы для развития нового вида деятельности компании - продажи технологий. Развитие такой сферы деятельности означает не просто продажу побочных результатов научно-технической деятельности, а сознательное ее расширение. Опыт ряда зарубежных компаний показывает, что это достаточно прибыльный вид бизнеса, и многие из них сделали его одним из основных видов своей деятельности.
 
Очень важным для формирования и реализации инновационной стратегии в нефтяной компании является наличие соответствующего научно-технического менеджмента. Менеджер в инновационной сфере - это не только специалист в определенной технической области знаний, но и эксперт, исследователь, организатор и управленец в одном лице. Наличие таких кадров в компании уже дает ей конкурентные преимущества.
 
Для успешной реализации научно-технических достижений в компании необходимо создать систему стимулирования протекания инновационных процессов по всему его циклу: от идеи до коммерческой реализации. При этом наряду с методами стимулирования, используемыми государством, могут применяться и специальные корпоративные методы поощрения инновационной активности организаций, творческих коллективов и отдельных специалистов.
 
Необходимым условием эффективного управления инновационной деятельностью является осуществление функции контроля за выполнением каждого этапа инновационного процесса. Особенно это касается стадий внедрения и распространения инноваций, на которых определяется фактическая эффективность инновационного мероприятия. Использование необходимых форм отчетности по внедрению инноваций позволит достоверно учитывать их эффективность в плановых нормативах и интегральных показателях деятельности компании.
 
В заключение еще раз отметим, что формулирование инновационных стратегий компании требует огромных усилий и соответствующего менеджмента для проведения прогнозно-аналитических исследований технико-технологического уровня во всех собственных производственных звеньях, конкурирующих фирмах, компаниях смежных отраслей, а также мировых тенденций развития фундаментальных и поисковых исследований, исследований отраслевого научно-технического комплекса, мирового рынка научно-технической продукции и т.д. Проведение такой работы позволит компании предвидеть различные сценарии развития, ставить реалистичные цели и строить соответствующие планы технологического развития и развития собственного научно-технического потенциала с целью обеспечения устойчивого продвижения вперед в долгосрочной перспективе.


Источник: www.oilru.com
Категория: Стратегии компаний | Добавил: oilstrategy (11.05.2009) | Автор: Анна КОВАЛЕВА
Просмотров: 17840
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


.